Яндекс.Метрика

среда, 12 февраля 2014 г.

Недельное меню: мораторий вместо запрета

Хочу поделиться с вами приемом, который дает возможность без особых усилий избавляться от вредных привычек и заменять их здоровыми предпочтениями. На мой взгляд, все это имеет прямое отношение к вопросам планирования домашнего меню. Не зря говорят, что привычка – вторая натура. А наши гастрономические пристрастия – привычки в питании – во многом формируют образ жизни. И каждому хочется, чтобы этот образ жизни был здоровым.



Дело было так. Долгое время у меня была страсть - очень уж я любил картофельные чипсы и кока-колу. Не раз пытался избавиться от этой «сладкой парочки», – отказаться от их употребления – но всякий раз безрезультатно. Мой организм поначалу соглашался на уговоры насчет вредности этих продуктов и намерению «раз и навсегда» отказаться от их поедания, но потом передумывал и бунтовал.


Думаю, причина неудач заключалась в психологическом аспекте: для организма намерение ввести тотальный запрет на что-либо съестное, – тем более любимое блюдо, продукт, – это ультиматум. А на языке ультиматумов, как я убедился, со своим организмом лучше не разговаривать, все равно проиграешь войну. Поэтому, строя планы и давая самому себе какие-то обещания, слова «Навсегда» или «Никогда больше» лучше не употреблять.

Другое дело – временный мораторий. На первом (начальном) этапе можно выбрать небольшой срок, скажем неделю. Главное, попробовать и убедиться, что ты вполне можешь обойтись без конкретного продукта, привычки (столь дорогой своему сердцу и желудку). И ничего страшного. Кроме того, я убедился, что спокойно могу выполнять условия моратория, никаких сверхусилий для этого не требуется. Небольшая победа, но это победа, которая придает сил, появляется желание двигаться дальше. Следующий мораторий можно установить на две недели, потом - месяц.

На собственном опыте я убедился, что через две-три недели в организме происходят важные изменения. Как правило, это связано с очищением вкусовых рецепторов. Привычное (и столь любимое блюдо!) вдруг начинаешь воспринимать по-другому, не как прежде. Вдруг оказывается что твое любимое блюдо/продукт вполне обычное на вкус, и ничем особо не примечательно. А вкусовое переосмысление – штука очень важная, она позволяет в раз на порядок снизить тягу, зависимость. Приходит понимание, что в принципе, организм не прочь что-то изменить, недополучить (привычное и/или любимое), но только временно, на четко определенный срок, а не на всю оставшуюся жизнь.

На мой взгляд, именно в этом причина неудач многих благих начинаний. Фраза «Я не собираюсь отказываться раз и навсегда от чипсов/кетчупа/сладкого, просто хочу обойтись без них всего две недели» – звучит более жизнеутверждающе.

Возвращаясь к своей «сладкой парочке». Я был приятно удивлен, когда месячный мораторий на чипсы и кока-колу мне удалось выдержать намного легче, чем двухнедельный. И когда через месяц я все же решился купить пачку чипсов, вдруг оказалось, что они стали невероятно соленые и явно чувствовались искусственные вкусовые ароматизаторы. Раньше мой язык этого не замечал. Аналогично – кока-кола, в которой содержится лошадиная доза сахара. Одно дело ЗНАТЬ об этом, совсем другое – ПОЧУВСТВОВАТЬ. В этот момент я понял, что смог справиться с зависимостью и самое время заполнить образовавшееся «свободное место», переключившись на натуральный кофе и зеленый чай. Зеленый чай и натуральный кофе способны заряжать мозги и тонизировать не хуже, чем кока-кола, а пользы от их употребления для организма гораздо больше.

Следующими шагами по направлению к здоровому образу жизни для меня стали моратории на мясные полуфабрикаты, промышленные колбасы, сосиски, сардельки и прочее (качественные сыровяленные колбасы - не в счет), а также  пакетированные соки. Все то, о чем я писал в предыдущей заметке.


Я уверен, что точно такого же результата при необходимости можно добиться по отношению к майонезу, кетчупу, сладкой выпечке (печенья, торты и т.д.). Но об этом я боле подробно остановлюсь в следующей заметке. Как бывшему сладкоежке мне есть что рассказать. :)

Комментариев нет :

Отправить комментарий